Алмазы относятся к природным богатствам, которые не теряют своей ценности на протяжении многих веков. Наиболее крупные алмазные месторождения находятся на территории России, которая является лидером по их добыче. Именно для тестирования в реальных условиях одного из самых больших карьеров алмазов в России предназначен самосвал SCANIA HAGEN XL 8×4 с кузовом KH-KIPPER. Повышенный майнинговый кузов W1MV предназначен для перевозки горной массы на открытых разработках полезных ископаемых в различных климатических условиях. Карьерные самосвалы с кузовами от польского производителя работают уже во всем мире, среди прочего, в таких странах как Россия, Украина, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан при добыче золота, гипса, угля и нерудных материалов.
Начнем сначала. Почему российские горнодобывающие компании выбирают именно дорожные самосвалы для транспортировки горной породы? Прежде всего потому, что один самосвал с жесткой рамой и соответствующий его классу крупный экскаватор стоят значительно больше чем несколько самосвалов даже на усиленных шасси и меньших экскаваторов. Расход топлива и стоимость запасных частей, в том числе подвергающих постоянному иносу шин, также ниже в сравнении с самосвалом с жесткой рамой. Дорожные машины характеризуют относительно небольшие собственные размеры. Ширина автомобилей меньше, чему у классических карьерников. Поэтому им нужны менее широкие технологические дороги. Это существенный резерв для снижения эксплуатационных затрат, ведь при организации такой дороги и глубоких карьерах приходиться вынимать огромное количество породы.
В случае аварии грузового автомобиля, на место поломки приезжает мобильный сервис, а если на территории карьера нет возможности проведения ремонта, машина может выехать на дороги общего пользования. Дорожный самосвал более универсальный чем узкоспециализированный карьерный. Завершив работу в одном карьере, автомобиль может без каких-либо затруднений своим ходом по самой обычной дороге уехать к новому месту работы хоть на другой конец страны. А вот большые карьерные самосвалы предварительно требуется разобрать на части, довезти до железной дороги, а потом поездом транспортировать к новому месту работы, где вновь надо его собрать. Причем кузов, сваренный при сборке из нескольких частей, скорее всего придется оставить на прежнем месте.
Карьерные самосвалы работают в круглосуточном режиме. Если поломке подвергается дорожный самосвал, то выведено из строя лишь 21-25 м3. Развитая сервисная сеть большинства производителей шасси и доступность запасных частей на складах также влияет на сокращение срока простоя. Время ремонта автомобиля короче в сравнении с самосвалом с жесткой рамой.
Горнодобывающая отрасль нуждается в особо надежной и выносливой технике.
Чем грузоподъемнее самосвал, тем он эффективнее. Низкий собственный вес кузова позволяет снизить эксплуатационные затраты и повысить производительность при перевозках. Объем кузова составляет 21-25 м3 – грузоподъемность автомобиля колеблется с 30 по 40 тонн.
Во время транспортировки груза крупной фракции кузов подвергается постоянному износую Поэтому при его изготовлении применяется высокопрочная шведская сталь HARDOX. Сталь отличается высокой стойкостью к абразивному износу и эффективной защитой от повреждений.
Карьерные самосвалы отличаются возможностью прохождения через труднодоступные места. При работе на скальных породах шины подвергаются сильному износу, в том числе из-за осыпавшихся с кузовов кусков породы. Острые камни застрявшие между колес самосвалов работающих в карьерах способны пробить колесо, причем шины для них относятся к категории самых дорогих. Чтобы камни не попадали в между колеса, карьерные кузова KH-KIPPER имеют специальные выбиватели, которые продлевают срок эксплуатации шин и ограничивают дорогостоящие ремонты.
Задние брызговики у горных самосвалов W1MV выполняются из прочной резины. Гибкие брызговики не подвергаются пластическим деформациям и не отрываются так часто как алюминиевые или стальные. От них отскакивают камни, а при повреждении их легко заменить. Специальные стальные накладки вдоль боковых бортов не позволяют камням попадать и отскакивать от колес и шасси во время загрузки самосвала экскаватором и транспортировки.
Задние фары установлены под кузовом на резиновом подвесе. Эти крепления уменьшают вибрации возникающие во время езды. Решетка из нержавеющей стали защищает фары от повреждений.
Полезные ископаемые добывают в России круглый год, даже в зимний период. Низкие температуры усложняет эксплуатацию, особенно во время снегопадов, туманов, гололедиц. Особенно зимой из-за влажности, горная порода иногда примерзает к кузову. Прилипание вязких грузов предотвращают специальная форма кузова, наклонный передний борт и обогрев пола выхлопными газами. Это облегчает разгрузку и увеличивает безопасность, так как порода разгружается до конца.
Точки смазки расположены в легкодоступных местах. Во первых, это облегчает обычное техническое обслуживание. Во вторых, повышает безопасность, так как водителью не надо подниматься на кузов.
Большой козырек у скальных самосвалов накрывает практически всю крышу кабины защищая ее и водителя от камней падающих при погрузке.
Карьерные самосвалы – это одни из самых больших автомобилей, но иногда местные условия, в которых они работают, вынуждают искать новые решения. В итоге иногда из-за ограниченной высоты выгрузки, вместо одного большого козырька закрывающего всю кабину, на самосвалах данного типа установлен сокращенный козырек и дополнительная отдельная защита на кабине. Это исключает попадание груза в пространство между кабиной и кузовом и повреждение ее при экскаваторной загрузке самосвала на объекте. Благодаря этому решению высота при выгрузке даже на 1,5 м меньше чем при стандартном варианте.
Кузов на шасси 8×4 сделан согласно требованиям заказчика – высота самосвала не могла превышать 3 400 мм. Тут высота состовляет 3 300 мм и высота бортов 1 650 мм.
Широко открываемый задний борт запирается тросами по одному с каждой стороны. Пол, приподнятый вверх в задней части, предотвращает просыпание материала во время езды по наклонной поверхности – особенно материала мелкой фракции.